Насколько сильно изменилась логистика в связи с санкциями?

Начиная с февраля 2022-го, санкционное давление на Россию усилилось. Оказали влияние политические события на мировой арене на грузоперевозки из Европы в РФ, в обратном направлении? Утрачены логистические цепочки? Удалось сохранить ключевые? Как поступать экспортерам, отправлявшим товары в Европу продавцам, радовавшим россиян европейскими товарами?

Изменения в логистике эксперты оценивают, как кардинальные, большинство компаний не подготовились, практически логистические цепочки в направлении Европы прервались, а сохранившиеся маршруты работают хаотично. Обеспечить их стабильную работу невозможно, вынуждает находить дополнительные варианты сбыта продукции.

Вторым партнером (по объему поставок) товаров в Россию заслуженно считалась Германия. По статистике марта 2022-го, импорт из Германии уменьшился в 2,6 раза, красноречиво отображает ситуацию на рынке. Международные грузоперевозки из Европы до санкций завязывались преимущественно на ней.

Дополнительные сложности возникли с перевозочными емкостями — контейнерами. Крупнейшие контейнерные линии покинули Россию, маленькие компании сотрудничать не спешат. Экспорт товаров замер, транзитные перевозки для компаний из России, Беларуси недоступны.

Увеличилась ли стоимость грузоперевозок?

Вполне логично стоимость транспортировки грузов значительно возросла. Разница в курсе валют, сокращение километража, спровоцированное простоями на переходах границ, уменьшение количества транспортных средств по большинству направлений вполне ожидаемо привели к подорожанию транспортировок.

Перевозки дорожают не впервые за последние несколько лет, не последней причиной подорожания выступила пандемия. Незадолго до закрытия Китая на локдаун, контейнеры отправлялись туда в огромных количествах, отправлять их пустыми после закрытия границ стало крайне нерационально, контейнеры остались в Китае, выпав из общего оборота. Скоро стоимость металла резко возросла, изготовление контейнеров ощутимо подорожало, цена контейнеров возросла уже второй раз.

Как сократился объем заказов в связи с введение пятого пакета санкций?

Сокращение заказов оказалось существенным. Наибольшее влияние оказали:

  • Производители европейских товаров Европы отказались выполнять отгрузку.
  • Количество, интенсивность, тщательность досмотров при пересечении границы значительно возросли. Сроки пересечения границы порой достигают минимум недели.
  • Многие водители из РФ не желают отправляться в рейс, если пунктом назначения является недружественно настроенная к РФ страна.

Основные изменения рынка логистики

Европейское направление перевозок приоритетно для многих логистических компаний из России. Сырьё для Европейской промышленности, готовая продукция отправлялись в Европейские страны, в Россию же ехали импортные товары, развитие рынка оценивалось как интенсивное. Утратив Европейские маршруты, перевозчики активно перестраиваются на новые рынки. Их перечень включает:

  1. Дружественные страны СНГ.
  2. Государства из Азии, в первую очередь — Китай.

Массового банкротства логистических компаний не предвидится. Если верить экспертным прогнозам, серьезные неприятности могут случиться лишь у небольших компаний, перестроиться для работы с новыми направлениями будет непросто.

Как будет меняться стоимость логистических услуг, прогнозировать сложно. Ситуация нестабильная, провоцирует рост цен. Утратив Европейское направление, отечественные компании массово перестраиваются в сторону Китая, Армении, Грузии, Казахстана, неизбежно провоцируя демпинг (снижение) цен.

Эксперты сходятся во мнении, отечественных логистов ожидают серьезные сложности. Зарплаты людей, трудящихся в этой отрасли могут уменьшиться, часть малых компаний неизбежно обанкротится. Их сотрудникам придется искать новую работу, создавая дополнительную конкуренцию в отдельно взятой сфере на рынке труда, процент людей окажется ощутимым.

Сложности могут возникнут с насыщением автопарков компаний. Сейчас их основной костяк составляют импортные грузовики, поломки, естественный износ неизбежны в процессе эксплуатации. Как быстро удастся заменить — пока неизвестно.

Удастся сейчас привезти товары из Европы? Какова стоимость перевозок внутри России?

Стоимость логистических услуг нестабильна. Возрастая на 40% в текущем периоде, она возвращается к прошлым показателям уже в следующем. Привезти грузы из Европы вполне реально, но недешево. Если до обострения политической ситуации стоимость перевозки по маршруту Варшава-Калининград составляла 60 тысяч рублей, то сейчас перевозка на то же расстояние обойдется в 220 тысяч.

Торговые связи с Европой сохраняются, о прежних объемах товарооборота речь не идет. На территорию России удается ввозить грузы европейскими перевозчиками, стоит учитывать факторы, существенно влияющие на состояние дел в сфере грузоперевозок:

  • Не все Европейские компании согласны совершать рейсы в РФ.
  • Многие поставщики из Европы отказались сотрудничать с российскими компаниями.
  • Грузы часто задерживаются на границе.
  • Вероятность, что на поставляемый товар не выдадут сертификат, достаточно велика.

Стоит учитывать, если в автомобиле пребывает более двух человек, то досмотр будет особенно придирчивым. Перечисленные факторы в значительной степени увеличивают стоимость транспортировки грузов, при этом наблюдается значительная вероятность того, получатель груза таки не дождется. Подвергать бизнес рискам или нет, решает предприниматель, большинство из них предпочли безопасное сотрудничество с партнерами, представляющими восточные регионы.

Как поступать компаниям, ранее торговавшим с Европой?

Первоочередной задачей должен стать поиск новых надежных партнеров, в зависимости от роли на рынке бизнеса до обострения ситуации, четкой, предсказуемой, стабильной логистики с Европой в ближайшее время не ожидается. Это предположение подтверждается недружественными высказываниями со стороны Европейцев, звучащие всё чаще в последнее время.

Если специфика бизнеса предполагает сотрудничество с Европейскими партнерами, решением станет обходной путь:

Параллельный импорт. Решение имеет несколько существенных недостатков, оно достаточно надежное, позволяющее дождаться конца специальной военной операции, понять, какие санкции будут отменены, а какие сохранятся на долгие годы.

Процедура таможенного склада. Решение пока на стадии разработки, перспективы его применения уже оценивают, как очень высокие. Суть состоит: перевозчик из Европы доставляет груз в ближайший к границе СВХ, оставляет там, границу не пересекает. Перевозчик из России забирает груз, доставляет заказчику. Подход устраивает все стороны сотрудничества, многое зависит от таможенников, периодически не желающих пропускать грузы через границу. Стоимость таможенных услуг зависит от многих факторов (объем груза, страна импорта).

Как теперь настраивать логистику?

В первую очередь необходимо оптимизировать расходы, выстроить максимально жесткий контроль рентабельности уже на этапе планирования перевозки грузов, анализировать маршруты доставки следует особенно тщательно.

Надежды на скорое восстановление полноценной логистики между Европейскими странами и Россией отсутствуют, самым очевидным уместным решением кажется перестроение на другие рынки, насколько болезненным, сложным станет процесс для отечественных компаний, прогнозировать сложно, есть много индивидуальных, узкоспециализированных факторов.

Правильным решением станет максимальная автоматизация взаимодействия компании с клиентами. Замена схемы потребления клиентов повлекла динамичные изменения внутренних процессов на стороне транспортных компаний. Основным фактором успеха логистических компаний в будущем специалисты называют цифровизацию, возможность оперативно реагировать на новые непредвиденные вводные, надеяться на отсутствие которых сейчас не приходится. Ситуация может сложиться любым образом, исключать нельзя никакие повороты событий.

Наконец, активно обсуждаются преимущества, недостатки централизованных складских систем. Указанный подход делает логистические системы особенно гибкими, обеспечивает возможность универсального применения имеющихся ресурсов, особенно важно в текущей ситуации.

Крайне важно, унификация оказалась разумной, чрезмерность может принести больше вреда, чем практической пользы.

Подход к построению новых логистических систем должен позиционироваться комплексным, универсального рецепта нет. Участникам рынка предстоит найти решение, позволяющее адаптироваться к текущим реалиям, «выжить», работать, получать прибыль в новых условиях, с новыми партнерами в новых направлениях деятельности. Многие цепочки создаются с нуля, совершенствуются уже в процессе. Оптимизм в этом плане вполне понятен и обоснован, история складывается силами победителей, сумевших преодолеть неблагоприятные обстоятельства. Утверждаем, в сложившейся обстановке найдутся новаторы, нацеленные на поиски новых решений и их успешную реализацию. А производство на территории страны разовьется, снизив необходимость в логистике.

Возможно, Вам будет интересно

Интермодальные перевозки грузов

На огромных просторах нашей страны встречаются разнообразные природные условия. Поэтому при перемещении товаров на большие расстояния должна использоваться гибкая система транспортировки. Многие виды транспорта являются наиболее выгодными в строго определенных условиях. И тогда появляется необходимость комплексно использовать различные транспортные средства.

Мультимодальные перевозки грузов

В современных экономических условиях довольно сложно обходиться одним видом транспортных услуг. Поэтому, чтобы поставка была выгодной, популярными стали модальные виды доставки грузов. Одним из таких вариантов является мультимодальная перевозка. Подобным образом осуществляются международные перевозки грузов.

Виды транспортного сообщения

В мире существует несколько определений понятия системы транспортного сообщения, одобренных международными договорами о сотрудничестве. За основу берутся различные критерии и особенности – вид транспорта, направление, дальность и типы грузов.

Прием груза на судно

Самым важным моментов транспортировки товаров является погрузка грузов на судно. От того, насколько грамотно выполнена эта операция, зависит сохранность вещей. Также, во многом это определяет и безопасность самого рейса.

Трал для перевозки негабарита

Современная техника отражает основные процессы концентрации и глобализации в мире. Это выражается в ее размерах и весе. Перевозить такую технику довольно сложно, но транспортная компания «Локомотив» успешно справляется с подобными заданиями.

Какие существуют виды авиаперевозок груза

В наш стремительный век экономического развития большое значение часто имеет фактор времени. Касается это и транспорта. Именно потому международные перевозки грузов с помощью авиации сегодня играют большую роль.

Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Процессы концентрации и глобализации в мировой экономике не обошли стороной и транспортный комплекс. Чаще стали использоваться крупные как по объему, так и по тоннажу грузы. Потребовалось точно определить, что такое крупногабаритный груз.

Для чего нужны грузовые жд перевозки

Современная экономика без транспорта не сможет существовать. А из всех ныне существующих видов самым эффективным является сегодня железнодорожный транспорт. Убедиться в этом можно, посмотрев, сколько стоят жд перевозки по сравнению с прочими способами транспортировки.