Что нужно знать о морских перевозках
Морские грузоперевозки иногда являются единственным вариантом доставки крупных партий товаров и крупногабаритной продукции с одного континента на другой. К тому же, именно транспортировка товаров по морю долгое время являлась единственным же способом товарообмена. Еще до изобретения автомобилей, поездов и самолетов торговцы с разных материков осуществляли экспорт своей продукции именно за счет перевозок на кораблях. Стоит ли удивляться, что существует правовое регулирование международных перевозок, причем с течением времени оно лишь совершенствуется и развивается на государственном и международном уровнях.
Нормативно-правовые акты, касающиеся международных перевозок по морю
Сейчас грузовое мореплавание опирается в правовом плане на четыре ключевых документа. Речь идет о:
- Гаагских правилах – конвенция, посвящённая морским грузоперевозкам, созданная в 1924-м. Именно в ней прописаны требования к участникам морских сообщений, она же определяет ответственность между владельцами грузов и судовладельцами. Кроме того, установлены минимальные правовые требования в отношении сторон.
- Правилах Визби. Документ более свежий, был составлен и принят в 1977 году. Он отменил некоторые положения Гаагских правил в плане ответственности лиц, а также расширил правовое регламентирование деятельности агентов и должностных лиц. Особое внимание уделено ситуациям, предполагающим потерю или повреждение груза в процессе транспортировки. Правила Визби также расширили географию Конвенции и связали ее с правовыми нормами отдельных государств. Такой шаг позволил и ряду государств в ответ на эту меру видоизменить государственное законодательство в отношении морских грузовых перевозок. Ряд стран оставили Гаагские правила в качестве основного документа, регулирующего положения морских перевозок грузов и ответственность их участников.
- Гамбургских правилах. Нормативный акт начал действовать в 1992, в нем отразились унифицированне пожелания в плане морских перевозок. Как только Гамбургские правила вступили в силу, ответственность за грузы начиналась непосредственно в зоне погрузки в порту, а не когда продукция оказывался погружен на плавсредство.
- Роттердамских правилах. Самый поздний международный документ, касающийся международных морских перевозок. В нем юристами прописаны, актуализированы и унифицированы положения о маршрутах, проложенных по морю. Именно этот документ учитывает современные рыночные отношения и позволяет защитить всех участников морских грузоперевозок на каждом этапе.
Обязательными являются также:
- МППСС – 72 – МНП правила, предупреждающие столкновения плавательных судов в открытом море;
- СОЛАС – 74 – конвенция, связанная с охраной жизней людей на море.
Со временем необходимость в модернизации и адаптации документов, регулирующих морские грузовые перевозки, только возрастает. Происходит это по ряду причин:
- меняется товарная маркировка;
- появляются новые варианты транспорта;
- обновляется портовая инфраструктура;
- изменяется ситуация на рынке и т. д.
- Но специфика перевозки грузов остается неизменной.
Варианты договоров морских перевозок
Международные грузоперевозки из Европы, Америки, Австралии и других государств непременно должны подкрепляться договором, оформленным в соответствии с актуальными правилами. Всего существует три вида договоров:
- стандартный международный;
- для трамповых судоходств;
- для линейных судоходств.
Любой договор морской перевозки грузов должен быть оформлен в письменном виде, но и здесь допускаются различные варианты:
- рейсовый чартер;
- коносамент;
- букинг-нот;
- берс-нот;
- фиксчур-нот;
- генеральный договор - контракт.
Каждый из документов применяется в конкретных ситуациях, например, рейсовый чартер подходит для случаев массовой перевозки грузов на трамповых судоходствах. Букинг-нот предполагает подачу грузовладельцем предварительной заявки, чтобы забронировать место на судне, относящемуся к линейному судоходству. Генеральный контракт подразумевает подкрепление долгосрочных отношений между владельцем груза и владельцем судна.
Условия морских перевозок
Все нюансы, касающиеся транспортировки грузов, ответственности сторон и действия в чрезвычайных ситуациях, прописываются в заключаемых договорах. Популярнейшими в системе регулирования морского судоходства стали два вида задокументированных отношений сторон:
- коносамент;
- чартер.
Под термином коносамент подразумевается документ, закрепляющий ответственность за груз со стороны перевозчика. Наступает она в момент, когда груз был получен и оканчивается с передачей груза получателю.Коносаменты подразделяются на группы:
- ордерные;
- именные;
- на предъявителя.
Такая форма документальной ответственности предполагает регулярные линейные перевозки морским сообщением. Заказчик сохраняет за собой право консолидировать разнообразные товары, перевозимые в одном направлении.
Чартерные перевозки основываются на договоре фрахтования, что удобно в ситуации, когда перевозятся крупные партии товара. Заказчик арендует плавредство или же его часть. Встречаются чартеры, адаптированные к маршрутам и к видам грузов. Указанная форма не предусматривает перевозок на регулярной основе, а лишь использование услуги, когда это необходимо. График и маршрут определяются в соответствии с пожеланиями заказчика и возможностями судовладельца.
Стоимость таможенных услуг и в случае с чартером, и в случае с коносаментом будут зависеть от множества факторов, среди которых и выбранный вариант договора, и тоннаж груза, и его тип, и маршрут, и погодные условия, и многое другое. Однако заказчики и перевозчики должны строго соблюдать правила перевозок, чтобы избежать неприятностей с проверяющими органами, а также сохранить свою имущество в случае всевозможных неожиданностей, нередко происходящих в открытом море. Подписание документов способствует быстрому урегулированию любых спорных вопросов.