Что нужно знать о морских перевозках

Морские грузоперевозки иногда являются единственным вариантом доставки крупных партий товаров и крупногабаритной продукции с одного континента на другой. К тому же, именно транспортировка товаров по морю долгое время являлась единственным же способом товарообмена. Еще до изобретения автомобилей, поездов и самолетов торговцы с разных материков осуществляли экспорт своей продукции именно за счет перевозок на кораблях. Стоит ли удивляться, что существует правовое регулирование международных перевозок, причем с течением времени оно лишь совершенствуется и развивается на государственном и международном уровнях.

Нормативно-правовые акты, касающиеся международных перевозок по морю

Сейчас грузовое мореплавание опирается в правовом плане на четыре ключевых документа. Речь идет о:

  • Гаагских правилах – конвенция, посвящённая морским грузоперевозкам, созданная в 1924-м. Именно в ней прописаны требования к участникам морских сообщений, она же определяет ответственность между владельцами грузов и судовладельцами. Кроме того, установлены минимальные правовые требования в отношении сторон.
  • Правилах Визби. Документ более свежий, был составлен и принят в 1977 году. Он отменил некоторые положения Гаагских правил в плане ответственности лиц, а также расширил правовое регламентирование деятельности агентов и должностных лиц. Особое внимание уделено ситуациям, предполагающим потерю или повреждение груза в процессе транспортировки. Правила Визби также расширили географию Конвенции и связали ее с правовыми нормами отдельных государств. Такой шаг позволил и ряду государств в ответ на эту меру видоизменить государственное законодательство в отношении морских грузовых перевозок. Ряд стран оставили Гаагские правила в качестве основного документа, регулирующего положения морских перевозок грузов и ответственность их участников.
  • Гамбургских правилах. Нормативный акт начал действовать в 1992, в нем отразились унифицированне пожелания в плане морских перевозок. Как только Гамбургские правила вступили в силу, ответственность за грузы начиналась непосредственно в зоне погрузки в порту, а не когда продукция оказывался погружен на плавсредство.
  • Роттердамских правилах. Самый поздний международный документ, касающийся международных морских перевозок. В нем юристами прописаны, актуализированы и унифицированы положения о маршрутах, проложенных по морю. Именно этот документ учитывает современные рыночные отношения и позволяет защитить всех участников морских грузоперевозок на каждом этапе.

Обязательными являются также:

  1. МППСС – 72 – МНП правила, предупреждающие столкновения плавательных судов в    открытом море;
  2. СОЛАС – 74 – конвенция, связанная с охраной жизней людей на море.

Со временем необходимость в модернизации и адаптации документов, регулирующих морские грузовые перевозки, только возрастает. Происходит это по ряду причин:

  • меняется товарная маркировка;
  • появляются новые варианты транспорта;
  • обновляется портовая инфраструктура;
  • изменяется ситуация на рынке и т. д.
  • Но специфика перевозки грузов остается неизменной.

Варианты договоров морских перевозок

Международные грузоперевозки из Европы, Америки, Австралии и других государств непременно должны подкрепляться договором, оформленным в соответствии с актуальными правилами. Всего существует три вида договоров:

  1. стандартный международный;
  2. для трамповых судоходств;
  3. для линейных судоходств.

Любой договор морской перевозки грузов должен быть оформлен в письменном виде, но и здесь допускаются различные варианты:

  • рейсовый чартер;
  • коносамент;
  • букинг-нот;
  • берс-нот;
  • фиксчур-нот;
  • генеральный  договор - контракт.

Каждый из документов применяется в конкретных ситуациях, например, рейсовый чартер подходит для случаев массовой перевозки грузов на трамповых судоходствах. Букинг-нот предполагает подачу грузовладельцем предварительной заявки, чтобы забронировать место на судне, относящемуся к линейному судоходству. Генеральный контракт подразумевает подкрепление долгосрочных отношений между владельцем груза и владельцем судна.

Условия морских перевозок

Все нюансы, касающиеся транспортировки грузов, ответственности сторон и действия в чрезвычайных ситуациях, прописываются в заключаемых договорах. Популярнейшими в системе регулирования морского судоходства стали два вида задокументированных отношений сторон:

  1. коносамент;
  2. чартер.

Под термином коносамент подразумевается документ, закрепляющий ответственность за груз со стороны перевозчика. Наступает она в момент, когда груз был получен и оканчивается с передачей груза получателю.Коносаменты подразделяются на группы:

  • ордерные;
  • именные;
  • на предъявителя.

Такая форма документальной ответственности предполагает регулярные линейные перевозки морским сообщением. Заказчик сохраняет за собой право консолидировать разнообразные товары, перевозимые в одном направлении.

Чартерные перевозки основываются на договоре фрахтования, что удобно в ситуации, когда перевозятся крупные партии товара. Заказчик арендует плавредство или же его часть. Встречаются чартеры, адаптированные к маршрутам и к видам грузов. Указанная форма не предусматривает перевозок на регулярной основе, а лишь использование услуги, когда это необходимо. График и маршрут определяются в соответствии с пожеланиями заказчика и возможностями судовладельца.

Стоимость таможенных услуг и в случае с чартером, и в случае с коносаментом будут зависеть от множества факторов, среди которых и выбранный вариант договора, и тоннаж груза, и его тип, и маршрут, и погодные условия, и многое другое. Однако заказчики и перевозчики должны строго соблюдать правила перевозок, чтобы избежать неприятностей с проверяющими органами, а также сохранить свою имущество в случае всевозможных неожиданностей, нередко происходящих в открытом море. Подписание документов способствует быстрому урегулированию любых спорных вопросов.

Возможно, Вам будет интересно

Таможенные процедуры: что такое и какие бывают

Таможенное оформление продовольственных и непродовольственных товаров и грузов предназначено для осуществления внешнеторговой деятельности. Данная процедура применяется как для импорта, так и для экспорта товаров на территории России

Интермодальные перевозки грузов

На огромных просторах нашей страны встречаются разнообразные природные условия. Поэтому при перемещении товаров на большие расстояния должна использоваться гибкая система транспортировки. Многие виды транспорта являются наиболее выгодными в строго определенных условиях. И тогда появляется необходимость комплексно использовать различные транспортные средства.

Мультимодальные перевозки грузов

В современных экономических условиях довольно сложно обходиться одним видом транспортных услуг. Поэтому, чтобы поставка была выгодной, популярными стали модальные виды доставки грузов. Одним из таких вариантов является мультимодальная перевозка. Подобным образом осуществляются международные перевозки грузов.

Виды транспортного сообщения

В мире существует несколько определений понятия системы транспортного сообщения, одобренных международными договорами о сотрудничестве. За основу берутся различные критерии и особенности – вид транспорта, направление, дальность и типы грузов.

Прием груза на судно

Самым важным моментов транспортировки товаров является погрузка грузов на судно. От того, насколько грамотно выполнена эта операция, зависит сохранность вещей. Также, во многом это определяет и безопасность самого рейса.